среда, 15 февраля 2012 г.

«Дизайнер — Заказчик». Нюансы отношений. Как не стать обманутым.

Если вас часто кидают, или вы боитесь, что это произойдёт — статья для вас.

Дистанционный учебный видеокурс

"ДИЗАЙНЕР - ЗАКАЗЧИК" Подводные камни. Решение проблем


Прежде всего необходимо усвоить следующие тезисы:

1. Работа дизайнера — это такая же работа, как и любая другая. Она не делается "забесплатно"
2. Вы — не обслуживающий персонал. Вы — равнозначный партнёр в сделке с заказчиком. И равновероятно можете послать его на х*й, как и он вас.

Зачастую основной проблемой в отношениях становится фактор субъективности оценки дизайнерской работы. Если, к примеру, бухгалтер берёт деньги за составление годового отчёта, то тут всё понятно: отчёт либо сделан, либо не сделан, либо сделан не верно. Это довольно легко проверяется.

С дизайном несколько сложнее: красиво/некрасиво у разных людей определяется по-разному. Та работа, которая у одних вызывает щенячий восторг и желание целовать вам пятки и сыпать лепестки роз у вас на пути, у других может ассоциироваться с чувством поедания конского навоза и желанием убить создателя ЭТОГО.

Как обезопасить себя от спорных моментов?

Хорошая работа – это как оргазм. Поэтому, если партнёр не заинтересован в его получении, если он не знает, чего хочет получить от секса, то сколько не трахайся – результат заведомо обречён на провал.
Отсюда вытекает первое правило:

Не связывайся с заказчиками, которые не знают, чего они хотят.
Если они не могут составить грамотное ТЗ, если все их пожелания ограничиваются фразами типа: «Ну, чтоб было красиво!» или «Ты же творческий человек, придумай что-нибудь!», знай — почти наверняка это будут впустую потраченное время и силы.

Не ведись на обещания золотых гор в будущем.
Иногда заказчик сознательно выступает в роли «динамы»:
«Сделай мне сейчас забесплатно, и я завтра завалю тебя заказами за хорошие деньги!»
Обещай ты. Обещай, что сейчас сделаешь макет в два раза дороже обычного, но зато на следующие заказы ты сделаешь скидку.

«Сделай мне подешевле, и я расскажу всем, какой ты хороший дизайнер! К тебе потекут стада заказчиков!»
Его выгоды в этом нет. Потому и делать так он врядли будет. Гораздо вероятней, что он станет хвастаться коллегам, что сумел развести тебя на полцены и гордиться своим талантом использовать простачков.

«Мы такая крутая фирма, сделай нам забесплатно, для портфолио. Все увидят с какими солидняками ты работаешь, и у тебя в кармане будут десятки супермегазаказчиков!».
Если фирма действительно солидная и успешная, значит там работают люди, которые знают как дела делаются. Там работают люди привыкшие платить хорошие деньги за хороший результат.

Даром — за амбаром!
Бывают и попрошайки: «У нас тут в макете поменялись номера телефонов, адрес и ещё там кое-что незначительное. Исправь бесплатно. Что тебе стоит? Ты же такой высококлассный профессионал!»
Если заказчик тебя считает высококлассным профессионалом, он тем более должен понимать, что ты не работаешь за красивые слова.


Дистанционный учебный видеокурс

"ДИЗАЙНЕР - ЗАКАЗЧИК" Подводные камни. Решение проблем



Макет утверждён — твоя работы выполнена.
«А вот мы тут заметили, что у нас неверный номер телефона, да и пришла жена шефа и сказала, что ей вооон та картинка в макете не нравится. Надо исправить».
Вам нужны правки в ваш макет? Пожалуйста. Это стоит столько-то. Макет отдаётся на утверждение для того, чтобы поставить точку в работе. Все недоставленные запятые, неверные номера телефонов и проч. лежат теперь на том, кто этот макет утверждал. Даже если опечатки были допущены по вашей вине. Исправлять их теперь платно или нет — решать только вам. А тем более, если речь идёт о редизайне или вообще смене концепции.

Правки бесплатно вносятся только во вновь утверждаемые моменты.
«Ой, мы там 3 правки назад отказались от красной обводки, так вот, теперь верни нам её обратно».
Не допускай повторных правок. Прислал макет, внесли свои правки и комментарии — исправляй. Но если при повторном утверждении «под нож» попадает то, что было утверждено в прошлый раз — остановись. Так утверждение может никогда не закончиться.

Всегда требуй предоплаты, передавай исходники и права на использование только после окончательного расчёта.
«А вдруг вы сбежите с моими деньгами?»
Залог успешной работы дизайнера — его портфолио и репутация. Без отсутствия первого у заказчика нет возможности объективно оценить уровень твоего профессионализма. Без второго — нет уверенности в твоей порядочности и надёжности (можно быть хорошим профессионалом, но ненадёжным как человек), а так же в том, что в портфолио находятся именно твои работы.
Репутация зарабатывается годами, а рушится за мгновения. Дизайнеру тяжело испортить репутацию заказчика. А вот в обратном направлении — очень просто. Парочка негативных отзывов на тематических форумах и ресурсах — и всё.

«Как я могу тебе сделать предоплату, если я не уверен в качестве твоей работы? Вдруг мне не понравится?»
«Я бы с радостью заплатил, да шеф денег не даст, пока макет не увидит»

Это нормальная практика. 50% предоплаты, потом предоставление эскизов, доработка макета, утверждение, остальные 50%, передача исходников и прав на использование.
А для ответа на подобные реплики существует целый ряд аналогий.

У платного врача:
– Вы знаете, я, пожалуй, не буду платить за приём. Как-то мне диагноз не понравился. Изюминки нет, понимаете ли.

В диагностической лаборатории:
– Почему я должен платить за анализ вперёд? А если вы ничего не найдёте?

В туристической фирме:
– Нет, вы меня сначала свозите в несколько отелей, покажите, дайте выбрать. Тогда и решим.

В магазине:
– Я вот тут бутылку пива купил у вас. Налил, отпил и внезапно понял, что пива я сегодня не хочу. Поменяйте его на коньяк. Какие деньги? Я же бутылку спиртного оплатил!

В ресторане:
– А вы сначала сварите нескольколько блюд, дайте мне их все попробовать, а я уже потом оплачу, но только то, которое мне понравится.

За сим пока всё.
Удачи в работе, коллеги!


Дистанционный учебный видеокурс

"ДИЗАЙНЕР - ЗАКАЗЧИК" Подводные камни. Решение проблем




источник: Лакомости.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога