четверг, 21 апреля 2011 г.

Как делаются мультфильмы


К статусу культурной, северной и криминальной столицы Петербург может прибавить статус столицы мультиков: в городе работают две крупнейшие анимационные студии, «Петербург» с ее Смешариками и Мельница

Рассуждая о кризисе кинопроизводства в городе, эксперты часто добавляют: «Зато у нас делают прекрасные мультфильмы», – и вспоминают студию «Мельница». Редкую солидарность с критиками демонстрирует и зритель – сборы мультиков про былинных богатырей впечатляют. В условиях кризиса идеологии, вдали от шумного центра, скандалов и битв за бюджеты «Мельница» угадала спрос и власти, и зрителя: детское анимационное кино патриотического настроя. Кажется, не будь этого успеха, разводить бы киношникам руками: время такое, кризисное. Оказалось, кризис не оправдание.

Материализация духов 
Идею мультфильма поначалу вынашивает только один человек. Историю Ивана-царевича и Серого Волка, например, «Квартет И» подарил Александру Боярскому, а он уже написал сценарий к фильму. Словесные описания героев переходят в визуальные образы с помощью группы художников, которые буквально по рассказам режиссера или сценариста придумывают, как будет выглядеть каждый персонаж. На этом этапе будущий герой складывается из самых мелких деталей. Вариантов Василисы из «Ивана-царевича», например, было не меньше десяти: и нежная барышня, и задиристая вихрастая девчонка с веснушчатым носом. Остановились в итоге на скромной румяной девушке с русой косой – ну а как еще может выглядеть фольклорная героиня?

На следующем этапе готовится режиссерская раскадровка. Повезло, если режиссер сам бывший аниматор, как Владимир Торопчин, режиссер «Ивана-царевича». В серии эскизов он самостоятельно передает свое видение того, как герои выглядят, двигаются. Если же режиссер не дружен с карандашом, на помощь ему приходят ассистенты, и начинается игра «пойми меня».

Из раскадровки лучшие рисовальщики студии делают макеты – главный документ всего творческого процесса. На этих эскизах показана основная сетка кадра, прорисована перспектива, линия горизонта. Фактически, макет – переходное звено от замысла режиссера к работе аниматора, который уже займется оживлением персонажей.

Полнометражная анимация, сделанная на студии «Мельница»:
«Карлик Нос», режиссер Илья Максимов, 2003
«Алеша Попович и Тугарин Змей», режиссер Константин Бронзит, 2004
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», режиссер Илья Максимов, 2006
«Илья Муромец и Соловейразбойник», режиссер Владимир Торопчин, 2007
«Про Федота-стрельца, удалого молодца», режиссер Людмила Стеблянко, 2008
«Три богатыря и Шамаханская царица», режиссер Сергей Глезин, 2010
«Иван-царевич и Серый Волк», режиссеры Илья Максимов, Владимир Торопчин, выходит осенью 2011-го 


Бумажная работа 
В четырехэтажном здании «Леннаучфильма» «Мельнице» отдали первый и последний этажи. В сумрачных коридорах первого, где из-под линолеума проглядывает плесень, за невзрачными фанерными дверями сидят и кропотливо творят десятисекундные фрагменты мультика девуш ки. Есть среди аниматоров и мужчины, но девушек почему-то больше. «Молодые люди у нас быстро делают карьеру. Кажется, только вчера пришел, а уже режиссер, – рассказывает Светлана Варфоломеева, начальник цеха прорисовки. – А девчонки просто любят рисовать, их ни за что с места аниматора не сдвинешь».

Аниматора можно сравнить с актером: это ему решать, в какую сторону изогнет бровь Василиса или насколько артистично перекувыркнется Волк. Задача эта не просто творческая – здесь важна и внимательность, и знание анатомии, и находчивость.

Константин Бронзит, режиссер: Авторский стиль, авторское кино, нечто уникальное по идее, по воплощению – сейчас это вряд ли будет коммерчески успешным проектом в России. Никогда, конечно, наверняка не знаешь, что выстрелит, а что нет, но на такие риски сегодня не захочет идти ни один продюсер. Нужно очень хорошо и спокойно жить, чтобы так рисковать. Французы, например, могут себе это позволить, у них все хорошо, поэтому там выходят фильмы вроде «Иллюзиониста». Прецеденты были и у нас: мультик про Федота был очень необычный, выпускать его было рискованно, и риск не оправдался, кассу он не собрал. Сегодня другие темы, сегодня про Федота не актуально. Сегодня интересно либо поржать, либо чтобы на экране что-нибудь громыхало и рушилось. Вот тогда у вас есть шанс заработать. Это печально.


Рисуют на «Мельнице» все, но кто-то на компьютере, а кто-то по старинке, на кальке, простыми карандашами: серым, синим и красным. Изучить компьютерную программу, в сущности, не сложно, но многие не хотят пересаживаться за машину. «Мы маньяки рисованного, не хотим, чтобы все в 3D стало. Мы любим рисовать! Так надежно и душевнее получается. А компьютер – не ту кнопочку нажмешь, и нет твоей сцены», – рассказывает аниматор Вера, большой и очень скромный талант. Стоит признать, динамичные сцены, где нужна высокая четкость, рисуют все же на планшетах, но больше половины работы над фильмом происходит, как во времена Диснея.

«Бумажные» аниматоры, которых не всегда и разглядишь в ворохе кальки, занимают верхний этаж. Там же встречаются совсем уж реликтовые экспонаты: например, столы с круглым подвижным сегментом посередине, позволяющим крутить листок с рисунком. Но столами этими уже не пользуются – натренировались, видимо, изворачиваться сами.

Владимир Торопчин, режиссер: Я не люблю негатива, разрушений, не люблю злых людей и в своих фильмах стараюсь создавать добрый мир. У нас ведь в мультиках даже зло такое, не злое. Наверное, это свойство моего характера. Мои любимые мультфильмы – про Карлсона, про Винни-Пуха, старые диснеевские ленты. Если персонаж обаятельный, то и работа над фильмом легко пойдет. У меня все строится на симпатии к персонажу.


В атмосфере заброшенного НИИ, словно у Стругацких, реальность становится похожей на волшебство. Вот сказочной красоты художница с красными волосами промелькнула и скрылась за огромным монитором. Вот на двери рисованная табличка с портретами мультгероинь – ожидаешь наткнуться за них, открыв дверь, но там на твой стук поднимают головы Наталия, Мария и Катерина. Здесь Пигмалионы в юбках оживляют своих потешных Галатей. Стены увешаны любимыми мультяшными героями, много персонажей аниме, смешных рисованных комиксов. На столе у девчонок стоят зеркальца, но не для того, чтобы наводить красоту. Зеркало нужно каждому аниматору вне зависимости от пола. Глядя в него, воспроизводят мимику и артикуляцию живых существ. В коридорах стоят большие зеркала – перед ними частенько разыгрывают коллективные баталии, запоминая характер движений в массовых сценах.

Кадры решают все 
Созданные аниматором эскизы с двумя-тремя фазами движения на каждом (они выполняются другим цветом на том же листе) отправляются к прорисовщику, который прорабатывает фазы движения, красоты кадра, антураж картинки, создавая уже некое подобие анимационного ролика – нераскрашенного, короткого, беззвучного. Именно от прорисовщика зависит, насколько плавно и убедительно будет двигаться персонаж на экране. Все знают, что видео состоит из потока картинок, стандартно – двадцать четыре кадра в секунду. В мультипликации обычно используют двенадцать пар одинаковых кадров – именно столько в случае с анимацией уверенно воспринимает глаз человека, больше не нужно. Для японского аниме этого мерцающего зависания требуется и того меньше – всего восемь кадров.

Александр Боярский, продюсер, сценарист: В первую очередь сейчас надо снимать семейное кино, оно должно быть интересно детям, родителям, их бабушкам-дедушкам. Потом нам на «Мельнице» кажется, что это должны быть фильмы, связанные с нами, с тем, что нам интересно, что нас волнует. Нас – это жителей России. Поэтому мы стараемся выбирать сюжеты с национальным колоритом. Наш интерес к богатырям и к фольклорным сюжетам совершенно не связан с неким государственным заказом на патриотическую тему, мы не занимаемся воспитанием, у нас другие цели: делать веселые, смешные, остроумные фильмы с народными персонажами.


Раскрашивает картинку, вписывая ее в пейзаж или интерьер, фоновщик. В былые времена отдельные специалисты рисовали неповторимую воду, пыль, туман. Сейчас таких специализаций нет.

Из отдельных блоков монтируется фильм, который озвучивается в специальной студии, герметичном царстве звука за толстыми дверями. До выхода на экраны будет пройдено еще несколько этапов, но самые творческие моменты уже позади. Художники обязательно придут на премьеру своего фильма, да и всю семью приведут. А иначе как узнаешь, хорошо получилось или не очень. Сами аниматоры за деревьями уже не видят леса, и для них мелькающие кадры не уморительный мультик, а находки, ошибки и упущенные возможности. Но зритель всего этого не знает и может наслаждаться остроумной сказкой. Текст: Инна Новоженина /TimeOut/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога