Дмитрий ВОСКОБОЙНИКОВ
Петербургский экономический форум, как и все подобные мероприятия последней поры, был пропитан «инновационными девизами». Движимый любопытством, я посмотрел на себя в трехмерном виде и понял, что совершенно не горю желанием быть «3D-человеком». И вовсе не потому, что лишний раз убедился: худеть надо (и так знал). Просто зачем все это? И «3D-новости» не жажду лицезреть. Моя потребность - в точных и оперативных новостях, а не в иллюзорно-выпуклых. Не хочу видеть трехмерные террористические акты или объемных, но по сути пустых депутатов Госдумы РФ. Хочу содержательности. Искусственная трехмерность нужна, по-моему, только тем, кто лишен реально значимой начинки (глубины) и/или желания ее обрести. Попсе какой-нибудь. Программам новостей на федеральных телеканалах. Голливудскому кино. Ну и, конечно, производителям разномастной аппаратуры, всячески пытающимся навязать свои «инновации» наивной публике, дабы слупить деньгу.
* * *
Статистика убийственна: оказавшись на просмотре 3D-фильма, до четверти людей испытывают потом глазное напряжение, головокружение, тошноту. Происходит это из-за того, что генетически нашим глазам предназначено отслеживать и рефокусировать предметы по мере их приближения или удаления. Но в случае с 3D, вроде бы перемещаясь, на самом деле ближе или дальше предметы на экране не становятся, и мы вынуждены постоянно перебарывать стремление собственных глаз сфокусироваться. Это нелегко. Миллионы лет эволюции готовили людей к другому: стремительного наступления эры идиотизма ни природа, ни Бог, думаю, не планировали.
Уолтер Мерч считается одним из самых уважаемых киномонтажеров и звукорежиссеров современности. Первый «Оскар» получил в 1979 году за выдающуюся работу в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», еще два - за фильм «Английский пациент». По его словам, смотреть 3D-фильмы - это все равно что одновременно качать головой и чесать живот. На кой черт это нужно?
Игровую приставку Nintendo 3DS надо держать на расстоянии 25 - 30 см прямо перед собой. Каждый глаз видит разные образы, и считается, что в совокупности это якобы создает трехмерность картинки (правда, мозг постоянно напоминает, что на самом деле это не так). Наклонишь голову в сторону - все сразу же начинает двоиться. Создатели гаджета призывают делать 10-минутный перерыв через каждые полчаса игры и оповещают, что приборчиком не должны пользоваться дети младше семи лет. Будет ли психически здоровый человек тратить на эту игрушку свои свободные от работы часы?
* * *
Когда Джеффри Катценберг, глава кинокомпании Dreamworks Animation, характеризует 3D как «наивеличайшую инновацию, происшедшую с кинотеатрами и кинозрителями со времени начала производства цветных фильмов», мягко говоря, он неточен. История трехмерного кино насчитывает без малого столетие.
Первый такой фильм - «Сила любви» - был выпущен в 1922 году. Недавно австралийский режиссер Филипп Мора обнаружил две 3D-картины, снятые в фашистской Германии во второй половине 30-х годов по заказу Геббельса. В одной, названной «Такие настоящие, можешь их коснуться», демонстрируются предположительно националистические немецкие колбаски, приготавливаемые на гриле. Вторая именована не менее призывно: «Шесть девушек (арийки, само собой разумеется. - Д. В.) отвязываются в выходные». Обе ленты, по мнению экспертов, с технологической точки зрения превосходили Голливуд. Наибольшее распространение 3D-фильмы получили в 50-х. Но затем, как и все заведомо претенциозное, надоели. И вот второе явление, на более высоком уровне «научно-технической революции».
* * *
|
За это мы должны благодарить, а точнее, наоборот, костерить Джеймса Кэмерона. Декабрь 2009-го. «Аватар». Взял нас врасплох. Именно с тех пор киноиндустрия вбухивает в 3D миллиарды. Воодушевленные красочной историей о сражениях на планете Пандора между американскими колонизаторами и туземцами, зрители неприхотливо скушали и «Алису в стране чудес», и «Игрушечную историю-3», и еще один мультик - «Вверх!». Эффект 3D добавлял в среднем 20% к сборам.
Но с весны года нынешнего тренд, похоже (боюсь сглазить), изменился. Люди начали искать кинозалы без этого спецэффекта. Продажи билетов на премьеру фильма «Гарри Поттер и Дары смерти-2» в двухмерном измерении пока превосходят в США продажи на созданную уже после съемок 3D-версию. Да и 3D-телевизоры не особо раскупаются (кому вообще это нужно - сидеть прямо по центру перед «ящиком», установленным обязательно на уровне глаз?).
В каком-то заграничном журнале я увидел понравившееся мне сравнение 3D с микроволновкой: когда та появилась, считалось, что подходит для готовки любых блюд, книги всякие издавались. Но сейчас у большинства людей есть четкое осознание: лучше всего эту печь использовать только для разморозки продуктов. Качественные блюда не для нее. Не так ли и с трехмерностью?
Когда Джордж Лукас объявляет, что начиная с 2012 года перевыпускает «Звездные войны» в 3D, это объяснимо: в сущности вся его «эпопея» - череда антинаучных спецэффектов, лишенная какого-либо смысла. Когда все тот же Кэмерон объявляет, что намерен переделать в 3D «Титаник» (премьера - 6 апреля 2012-го), грущу: неужели идеи у незаурядного человека иссякли? Сообщил нам на прошлой неделе: ждите продолжения сказок про планету Пандора (премьера второй части - в декабре 2014-го, третьей - в декабре 2015-го). Эх мастер, лучше бы вы про земные проблемы что-нибудь сняли да с драматургией глубокой! Почему-то уверен я, что Копполе не придет в голову переводить в 3D «Крестного отца». А как вам перспектива трехмерных «Семнадцати мгновений весны»? Впрочем, один раз это выдающееся кино уже едва не уничтожили, раскрасив черно-белую классику.
* * *
А ведь есть еще 3D-аудио. Представляете, что начнется, если его умело добавлять к 3D-новостям? Грежу и вижу репортаж о легкой, ни к чему не обязывающей трехмерной бомбежке самолетами НАТО ливийской столицы Триполи, сопровождаемый идущим откуда-то снизу - из-под телевизора или из-под пола - тяжелым, жадным чавканьем Муамара Каддафи, пожирающего младенцев.
источник KP.RU
источник KP.RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий