воскресенье, 17 июля 2011 г.

Нужна ли детям модернизация в 3D-формате?

В начале этой недели многие СМИ сообщили о пресс-конференции министра образования правительства Московской области  Лидии Николаевны Антоновой. Министр сообщила о том, что в 73-х образовательных учреждениях Подмосковья (всего их около полутора тысяч) к 1 сентября планируется установить уникальные образовательные комплексы, представляющие собой интерактивные лаборатории с 3D-кинотеатрами. Стоимость каждого образовательного комплекса, который с лёгкой руки Лидии Николаевны назвали «образовательным театром», составляет около 1 миллиона рублей. Средства будут выделены из областного бюджета.
Школы – «счастливчики» (а это победители областного конкурса школ с инновационными программами) смогут выбирать один из шести предметных вариантов комплектации комплекса. Комплект по химии позволит детям видеть в трехмерном изображении, как протекают химические реакции, комплект по географии позволит совершать виртуальные трёхмерные путешествия по всему миру, есть комплекты по биологии, по физике, а также по наукам гуманитарного цикла и IT-технологиям.
По словам министра в некоторых образовательных учреждениях Подмосковья такое оборудование уже используется. Министерство рекомендует создавать в школах научные сообщества, создавать интерактивные уроки для младших школьников, монтировать фильмы, более основательно изучать науки.
Очень сложные и противоречивые чувства возникли у меня при чтении этой новости в средствах массовой информации.
Большинству из нас 3D формат знаком по фильмам в кинотеатрах, у кого – то есть и телевизоры в 3D формате. Применение 3D-технологий в образовании пока невелико, но оно уже встречается.
Относительно недавно я сама побывала в одном образовательном центре, работающем с использованием 3D-технологий. Зимой  в Красноярске открылся информационный центр по атомной энергии (такие центры открываются в регионах, где есть предприятия Рос. атома, подробно о центрах можно посмотреть здесь), и мы со знакомыми школьниками посмотрели две образовательные программы этого комплекса – образовательное стерео - путешествие по российским атомным станциям с разбором принципа работы АЭС и интерактивной викториной (школьники азартно соревновались), вторая образовательная программа с викториной была о космосе. Длительность каждого сеанса была 45 минут. Всем нам очень понравилось в центре, и дети к этому виду обучения отнеслись с большим интересом. Здорово! Но после второй программы мы чувствовали себя несколько «не в своей тарелке».
Проблема заключается в том, что технологии 3D не являются безопасными для здоровья, а возможно, вред их даже больше, чем мы можем себе предположить.
В 2010 году компания Sony признала наличие неприятных побочных эффектов от просмотра  фильмов со стереоэффектами и рекомендовала ограничить подобные развлечения для детей, особенно до шести лет. К побочным «эффектам» могут относиться: головокружение, тошнота,  ухудшение зрения, мышечный тик, головные боли и дезориентация.
Чуть ранее с подобными предупреждениями выступала компания Samsung, а ещё раньше о вреде 3D-эффекта писал разработчик компьютерных игр и один из создателей языка виртуальной реальности VRML Марк Пеши (Mark Pesce).
Почему после просмотра стереопрограмм появляются неприятные ощущения. и возможны проблемы со здоровьем? Оказывается, технология 3D создаёт не реальный трёхмерный мир, а видимость трёхмерности, иллюзию. Достигается это за счет технологии эффекта параллакса. Параллакс – один из десятка оттенков «восприятия глубины (объёма)», которые мозг человека использует для определения расстояния до предмета. Поскольку все 3D-технологии (в кино и компьютерных играх) используют лишь оттенки глубины, основанные на параллаксе, нашему мозгу во время сеанса приходится игнорировать несколько других оттенков восприятия. Поэтому трёхмерность в фильмах кажется не совсем правильной. Когда просмотр заканчивается, мозг по инерции еще некоторое время продолжает борьбу с самим собой, продолжая игнорировать некоторые оттенки восприятия, а, если смотреть 3D-программы часто, то такая дезориентация может закрепляться и приобретать необратимый характер.  
Если мы смотрим фильмы с 3D эффектом в кинотеатрах, и это происходит нечасто, кроме неприятных ощущений после просмотра программ, нам, наверное, ничего страшного не грозит. Опасность для здоровья появляется, когда технологии 3D используются часто. Насколько часто? Неизвестно. Таких исследований,  возможно, никто ещё не проводил, либо проводили разработчики, а они о вреде своей продукции рассказывать не торопятся.
Именно поэтому меня беспокоит использование оборудования со стерео - эффектом в образовательном процессе.
Не будет ли оно использоваться слишком часто? Какое влияние окажут 3D-уроки на здоровье учеников, в частности на зрение? Кому выгодно снабдить школы оборудованием с 3D эффектом? Почему такое дорогостоящее оборудование,  укомплектованное программой только по одному предмету, распределяется по отдельным школам, вместо того, чтобы в районах создавать бесплатные районные (городские) информационные центры с «образовательным театром» и полным комплектом программ по всем предметам, куда все школы района (города) могли бы приводить школьников по предварительной записи, не слишком часто, зато на различные программы. Пожалуй, и для бюджета обошлось бы дешевле, и вопросов о сохранении здоровья школьников не возникало бы.

источникПЕДСОВЕТ.ORG

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога