четверг, 22 сентября 2011 г.

"Спокойной ночи, малыши!" теперь рисуют на зоне.


Александр Любимов решил рискнуть с новым проектом.
Александр Любимов решил рискнуть с новым проектом.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Известный журналист Александр Любимов открыл в пермской колонии школу анимации


Теперь женщины-заключенные рисуют здесь мультфильмы для передачи «Спокойной ночи, малыши!»


Чем занимаются женщины, оказавшиеся в исправительной колонии? Кто учится шить халаты и наволочки, кто ставит спектакли. А вот в пермской женской колонии ИК-32 заключенные теперь осваивают профессию будущего - 3d-аниматора.
Чтобы стать мультипликатором «на воле», нужно как минимум окончить дорогущие курсы, имея уже базовое образование программиста. А тут… отбываешь срок и учишься престижному ремеслу.
Сделать из заключенных специалистов компьютерной графики - идея известного тележурналиста Александра Любимова, которую поддержали краевые власти. Такого в исправительных колониях еще не бывало! Более того, женщины здесь не только учатся, но и сами участвуют в создании мультфильмов.


- Я решил заняться мультипликацией, учился этому в Лос-Анджелесе, - рассказал о проекте Александр Любимов. - Почему выбрал Пермь? Здесь есть проект «Пермь - культурная столица», есть много людей, которые хотели бы заниматься чем-то культурным. Я встретился с вашим губернатором, решили создать школу на территории женской колонии. Это даст актуальную профессию девушкам, которая, надеюсь, пригодится им после освобождения. Это очень важно. Мы являемся качественными работодателями. Это как Берия создал шарашку за колючей проволокой и победил фашистскую Германию.
Журналист рассказал, что по заказу телеканала «Россия» и передачи «Спокойной ночи, малыши!» началось производство фантастического мультфильма «Тайна Диона». Сюжет такой: на Земле живет мальчик, его отец в 1961 году улетел в космос к Сириусу, чтобы противостоять объединившимся против Земли галактикам. Этот мальчик и должен противостоять инопланетной агрессии.
Все основное для проекта создается в Москве, а заключенные моделируют объекты для анимации. Авторы идеи подчеркивают: главное, что девушки получают навыки, которые очень востребованы в рекламе, дизайне и на телевидении.
Класс анимационной школы в пермской колонии. Девушки за компьютерами ломают стереотипы о заключенных.
Класс анимационной школы в пермской колонии. Девушки за компьютерами ломают стереотипы о заключенных.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ
Занятия проходят ежедневно, кроме выходных, продолжительность курса – полгода. Работают с восемнадцатью ученицами преподаватели из Перми и Москвы, которые, кроме этого, учат их трехмерной графике, построению кадра, анимации в кино и на телевидении.
- За свою работу мы пока получали только стипендию - 5 тысяч рублей, - рассказала журналистам заключенная Марина Орлова. - Но потом обещают полноценную зарплату и занятость в проекте на 3 года. После того как освобожусь, хочу и дальше заниматься графикой. Раньше я об этом вообще мало что знала, на компьютере-то толком никогда не работала.
Организаторы проекта обещают неплохой гонорар - 30 - 40 тысяч рублей, а впоследствии думают расширить штат до 500 человек:
- Девушки будут освобождаться, сделаем для них отдельное общежитие, чтобы жили там и работали по графику.
НОВАЯ ГАЗЕТА    Зона богинь 3D



Сегодняшние зэчки после освобождения собираются работать моделерами — специалистами в 3D-анимации и компьютерной графике, востребованными в рекламе, на телевидении, в ландшафтном дизайне. Любое архитектурное или дизайн-бюро сегодня предлагает клиентам проект дизайна интерьеров не на миллиметровке, а в 3D-программе.
Им преподают историю живописи и анимации, показывают мультфильмы и разбирают их с профессиональной точки зрения. Родители проекта — студия дизайна «Первое поле», пермское краевое министерство культуры и молодежной политики, ФСИН и Минюст — обещают его не бросать: есть несколько зданий на окраине Перми, где должна открыться мультипликационная фабрика с рабочими местами для освободившихся женщин. На первом этаже будет мультстудия, выше — жилые помещения для работниц и их семей. Условия проживания: работа с коммерческими заказами «Первого поля» и других дизайн-студий, никаких наркотиков и алкоголя. Зарплату обещают в пределах 30—40 тысяч. Когда утрясется вопрос оплаты работы заключенных, они будут получать столько же, сколько швеи, — около 12 тысяч за вычетом исков и алиментов.
У преподавателя компьютерной графики Владимира Санникова были сомнения, что девушки смогут добиться успехов в профессии моделера: в дизайне женщин много, а в 3D-анимации мало — нужны математические мозги. Но усидчивость и масса свободного времени города берут: за полгода не отличавшие монитор от принтера поднаторели так, что теперь Любимов и его команда намерены обучить 500 специалисток и тем самым выйти на запланированную себестоимость одной минуты 3D-анимации. Силами московских работников одна минута мультика стоит 15 тысяч долларов, на китайских мощностях — 7 тысяч долларов. Если научить зэчек — будет еще дешевле.
Расчетливый, если скользить по поверхности, проект полностью соответствует стратегии Пермского края создавать рабочие места в инновационной экономике и задачам «социального лифта» ФСИН. Но и это ерунда на фоне впившихся в мониторы женских глаз. Нарисованный забор открывает им ворота в новый дивный мир, в «иллюзию майя», которая им приоткрылась. Они охотно вошли в игру: став аниматорами, они уподобились богиням, шаманкам, приобрели способность преобразовывать события. Мультфильмы помогли поверить, что многое поправимо.
Парадоксом о замене наркотических мультиков на объемные графические тут никого не удивишь. Катерина Измайлова, у которой на столе фотография сына Глеба (ходит в художественную школу, ждет маму вместе рисовать мультфильмы), словно ждала вопроса: «Я думала об этом — мы сидим за любовь к наркоте и ее «мультфильмам», а теперь своими руками отрисовываем сказки».
«Для меня школа — воплощение мечты в реальность через «иллюзию Maya», — говорит осужденная Лилия Нуреева, нарисовавшая персонажей будущего сериала «История Диона» на стенах класса. Рыжий мальчик Дион спасает планету, пока его папа борется с врагами в далеком космосе, — такова сюжетная канва мультсериала на 1000 минут пятиминутными сериями для программы «Спокойной ночи, малыши!» и детского канала «Карусель».
Девчонки знают, что их труд выгоден авторам проекта, и относятся к этому не просто спокойно — они относятся к этому хорошо. Настя Уткина из второго отряда рассуждает так: «Раньше работу отдавали в Китай, теперь деньги остаются в России. Я только за, тем более получить бесплатно востребованную профессию — редкость, у нас интересное денежное будущее! У меня дочь. Надеюсь, она увидит мою работу в «Спокойной ночи, малыши!».
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина считает, что проект Любимова состоялся благодаря увлеченности организаторов своей работой, что их проект — модель социально ответственного цивилизованного бизнеса. «В колонии видишь потухшие глаза. И тут многие не верили, что к ним такое внимательное отношение, что происходящее — правда. В колонии осужденные привыкают думать, что они изгои. А тут проект со значимыми персонами, которые своей заинтересованностью резко преодолевают стереотип отношения общества к женщине, совершившей преступление. Это важно для всей пенитенциарной системы. И потому так много жесткости в оценке этого проекта именно в системе. Но если у тюремного начальства будет вера в этих женщин, давно обсуждаемая реформа пенитенциарной системы может начаться мягко и эффективно».
Если говорить о коммерческой целесообразности проекта анимационных школ в системе тюрем, он более чем своевременный: в Китае, где существует государственная поддержка анимации, цены на производство мультфильмов ниже в два раза по сравнению с Россией. Возможно, в скором будущем наши аниматоры задумаются, стоит ли вообще размещать заказы в Китае.
Александр Любимов, работая над развитием проекта, и вовсе надеется, что его подопечные вышагнут из обеспечения рынка 3D-анимацией в авторскую мультипликацию. «Моя мечта — чтобы кто-то из девчонок нарисовал свой мультик, например, по поэзии Франсуа Вийона, и победил на французском фестивале анимации в Анси. Нам до этого еще плыть и плыть, но ведь это возможно».
Прямая речь
Константин Ленкевич, сотрудник дизайн-студии «Первое поле»:
— Востребованность в данном виде работ гигантская. В Москве всего три хорошие школы, а в стране голод на компьютерных аниматоров. Они нужны везде, где нужна визуализация. Да, девушки пока не Уолты Диснеи: всю творческую работу, сценарии, эскизы мы делаем сами. Но мы даем шансы себя проявить, не сомневайтесь. Во время эфира им будет на что показать пальцем и сказать своему ребенку: «Это сделала я!»
Борис Мильграм, вице-премьер Пермского края:
— Множество колоний до сих пор находятся в состоянии ГУЛАГа и царской каторги. Состояние это по разным причинам невозможно до сих пор преодолеть. Пермь — тюремный край, и мы это про себя знаем. Раз мы с этим живем, надо понять, как жить. И тут важно, что ребята предлагают осужденным девушкам после освобождения.
Николай Новичков, министр культуры Пермского края:
— Живые проекты — те, где не надо отвечать на вопрос: «Это про деньги или про людей?» Деньги — кровеносная система общества. Если деньги не привязаны к креативу, ничего не получится. Мы десятилетиями говорим о гуманизации системы ФСИН. Сводится это к разговорам о смягчении режима. Смягчается режим — начинаются проблемы, и всё по новой. Решение находится, когда в закрытую систему тюрем приходят творчество и инвестиции.
«Шарашка» ли это? Нет. Все девушки стремятся к УДО, и многие его получат. Благодаря «шарашкам» Союз запустил в космос спутник, но так и не научился делать хорошие автомобили. Потому что, когда сидишь в «шарашке», не чувствуешь рынок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога