суббота, 10 сентября 2011 г.

Солнце — моё


Бизнесмены открывают кинематографистам новые горизонты


Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова сразу поверили в сценарий
Пристегнутые навечно
«Из Токио» — фильм-стихотворение, про хрупкую связь между живущими и ушедшими. Почти все действие маленького фильма происходит в салоне мегалайнера, возвращающегося из Токио в Москву. Самолет почти пуст — после землетрясения в нем всего несколько пассажиров. Герой Мераба Нинидзе, обеспеченный человек, в прошлом спасатель, после новостного сообщения о трагедии полетел в Японию… Сейчас с ним летит сумрачный японец, потерявший всех близких. У старика выжженная возрастом и бедой кожа. Лицо разглаживается и светлеет, когда он садится лицом к пустому самолетному салону: перед ним в креслах оказывается вся его непомерно большая семья. Они улыбаются ему, как фотографу. Но он не фотограф — пересаживается в центр «снимка». Невидимые ремни безопасности пристегивают нас к воспоминаниям, к «потерянным» любимым, с которыми… не расстаемся.

История возникновения фильма симптоматична. Герман-младший давно вынашивает идею привлечения к созданию российского кино, плотно сидящего на игле госфинансирования, крупных брендов, холдингов. Речь не идет о рекламе, заказе, о прямолинейном продакт-плейменте, как в фильмах Тимура Бекмамбетова, Сарика Андреасяна, где что ни кадр — то «продвижение товара лицом». Оказывается, крупные бренды не скрывают желания участвовать в создании арт-проектов.

Так возникла идея совместного проекта с крупнейшей компанией по производству виски ChivasRegal. Новые компаньоны режиссера Германа и продюсера Артема Васильева не диктовали ни темы, ни жанра, ни стиля, ни кастинга. Герман писал сценарий, в котором глобальные события (землетрясение) уведены за кадр, в пространстве экрана осталась плотность ощущений, зыбких человеческих связей. Всего чувственного, «неназывного», невербального.

Сценарий сложился быстро. Его прочитали актеры Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Ксения Кутепова… Они, как и представители ChivasRegal, в него поверили.

Дальше маленький фильм оказался большим трудным проектом. Герман опрометчиво поселил историю в огромный трагический самолет, летящий с Востока. Поставил сложнейшие цветовые и световые задачи. Как он говорит: «Это самое цветное российское кино, сделанное при помощи новейших технологий». Самолет пришлось строить, специально красить. Цветокоррекцию доводили в Лос-Анджелесе…

Герман и Васильев, называющие представителей российского отделения «Чивас» не заказчиками, а партнерами, одними из первых в России нащупали иной способ коммуникации с инвесторами. В их фильме вообще не употребляют алкоголя. Но небольшая арт-картина работает на репутацию, свидетельствует о том, что бренд с мировым именем не игнорирует гуманитарных ценностей.

Главное, на чем сошлись просвещенные бизнесмены и продвинутые художники, — общими усилиями создавать нечто эстетически ценное, авторское, раритетное. Вкладывать в искусство средства — идея не новая. И поныне известно имя римского патриция Гая Цильния, покровительствовавшего поэзии и поэтам — Вергилию, Горацию, Проперцию.

Виски, жвачка и парфюм — Ричи, Герман и Кар Вай
Содружество и сотрудничество знаменитых торговых марок и «авторского кино» — уже стало новым трендом.
Обладатель Каннской пальмовой ветви, поэт любовного настроения и соблазнения Вонг Кар Вай сделал маленькое авторское кино под шапкой Philips в стиле «2046». Фильм «Здесь только одно солнце» — вольная поэтическая интерпретации строк Марины Цветаевой «Солнце — одно, а шагает по всем городам. Солнце — моё. Я его никому не отдам». Героиня неземной красоты (Амели Доре) — агент 006, разбирающаяся с русскими разведчиками чисто по-женски, то есть без сожаления. Космические декорации освещаются вспышками цвета: алыми, зелеными, желтыми. Героиня сквозь вспышки памяти пытается проникнуть в прошлое и… не ослепнуть.
В начале нынешнего века большой кинопроект затеял BMW. По предложению компании десятиминутные фильмы снимали режиссеры с мировыми именами: Анг Ли, Гай Ричи, Тони Скотт, Джон Франкенхеймер. BMW поставил режиссерам два условия, в которые трудно поверить. Первое: мини-фильмы должны быть сняты по голливудским стандартам, второе — фильмы ни в коем случае не должны быть похожи на рекламу.

Что это значит? Как и встарь, крупнейшие бренды заняты поиском концепции, способа выделиться для общественного сознания из массы «себе подобных». Они не только заботятся о престиже, авторитетности, собственной привлекательности, но ищут новый язык для диалога с «потребителем». Лобовые рекламные атаки надоели. Необходимы более тонкие механизмы взаимоотношений с обществом, в особенности с его продвинутой, интеллектуальной частью. Той, что формирует системы ценностных ориентаций.

В рамках проекта, затеянного BMW, «The Hire: Powder Keg» — отличная работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Сука любовь», «Вавилон»). Маленькая трагедия из горячей точки в Латинской Америки. В роли раненого военного корреспондента Стеллан Скарсгард. Водитель (Клив Оуэн) пытается провезти через посты умирающего американского журналиста.

Надо сказать, что еще ни одна автомобильная компания не прилагала подобных усилий, чтобы завлечь посетителей в Сеть. Результаты были ошеломляющими.
Philips предложил режиссерам студии Ридли Скотта создать проект «Параллели», серию короткометражных фильмов на единую тему. Из сорока пяти работ было отобрано пять, снятых в различных жанрах: драма, боевик, триллер, научная фантастика и анимация. Съемки проходили в Москве, Лондоне, Уругвае, Китае и Южной Африке. Режиссеры RSA Грег Фэй, Джонни Хардстафф, Карл Эрик Ринш, Джейк Скотт и Хай-Сим. Пять различных коротких фильмов, но с одним одинаковым диалогом. Так создатели проекта оригинально интерпретируют поговорку «лучше много раз услышать, чем один раз увидеть».

Первопроходцы
Компания «Иль де Боте» (ее российское отделение) решила дарить своим покупательницам в качестве рождественского подарка кино. В проекте «Потому что это я» уже три фильма. Среди них никакой сюжет «Гавана» (режиссер Нельсон Наварро) про влюбленных, которые потерялись на солнечной Кубе. Наивная романтическая комедия Олега Фомина («День выборов», «Next») «Дядя из Чикаго». И тонкая работа Оксаны Бычковой («Питер FM», «Плюс один») «Запись» с Ксенией Кутеповой в главной роли. В студии актриса должна записать блок глупых рекламных слоганов, типа «Хочешь быть здоровой и красивой — подключайся». Но вместо этого она начинает плакать, потому что жизнь — поганая, и люди — не лучше…  Потом вместо «роликов» героиня Кутеповой читает Ахматову, Бродского.  И мрачный звукорежиссер, забыв о халтуре, превращается в человека: «Почитай еще!»

Можно вспомнить и «Эксперимент 5IVE», инициированный компанией Wrigley совместно со студией Артема Васильева. Проект призван продемонстрировать различное видение и развитие одной истории (герой получает черный конверт с фотоснимком) разными режиссерами (Петр Буслов, Александр Велединский, Игорь Волошин, Андрей Звягинцев и Алексей Попогребский). Он также пользуется успехом в Сети. Кстати, и для режиссеров это «лабораторная площадка». Герман исследует новые возможности цветовых решений с помощью цифровых технологий. Попогребский осваивает художественный потенциал 3D («Blooddrop»).
Новый тренд набирает обороты. В России Герман-младший и Артем Васильев — среди первопроходцев. Благодаря им на самом престижном из киноэкранов, венецианской «Мостре», перед конкурсным показом фильма зажигается титр: Алексей Герман и ChivasRegal представляют…


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога