"МК” составил карту основных событий на Московской биеннале современного искусства
К четвертому своему проведению Московская биеннале стала столь масштабна, что, кажется, впитала в себя все, что происходит этой осенью в современном искусстве. Ощущение, что проектов больше, чем художников в Москве, и каждая галерея считает долгом вписать свой бренд в афишу арт-события. Целостности биеннале, увы, это не добавляет. Главное открытие основного проекта “Переписывая миры” намечено на 23 сентября, но уже с середины сентября выставки под шапкой биеннале пошли как грибы после дождя. Из 90 выставок в полусотне арт-точек “МК” вычленил самые достойные.
графика: Иван Скрипалев |
1. Основной проект «Переписывая миры». Куратор — Петер Вайбель. Место: Центр дизайна Artplay (м. «Курская», «Чкаловская», ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10), ЦУМ Art Foundation (м. «Кузнецкий мост», ул. Петровка, д. 2). С 23 сентября по 30 октября.
Основной проект на биеннале должен задавать тон всей программе арт-форума. Выставка традиционно самая массовая — в ней участвуют 64 художника и 16 художественных групп из 33 стран. Тему куратор проекта, немец Петер Вайбель, продвигающий новые технологии в искусстве, заявил туманную. «Переписывая миры» — вызов, но абстрактный. Для «МК» он так обрисовал свою идею: «Все наши экономические, социальные и политические системы постоянно меняются и трансформируются. Московская биеннале будет зеркалом современного искусства, так же как современное искусство является зеркалом современного общества... Каждый может внести вклад в переписывание мира. Публика — главное действующее лицо Московской биеннале». Стоит ждать от проекта много высокотехнологичных инсталляций. Российские участники — группа «Электробутик» — так точно отличатся по высокотехнической части. Они мастера переделывать iPad в башни Татлина. Для биеннале художники припасли, как они рассказали «МК», «две работы, которые связаны с наступающим апокалипсисом». А Алина Гуткина готовит медиапроект о страхах поколения 90-х. Остальные отечественные авторы — их всего 13 — тоже собираются технично подойти к биеннале. Будет множество зарубежных звезд, среди которых самый скандальный — китайский художник Ай Вэйвэй, не так давно находившийся в тюрьме, как большинство считает, за художественные взгляды. Выставка обещает быть зрелищной.
2. Спецпроект «Мементо Мори Москва 2011, или МММ». Место: Центр дизайна Artplay (м. «Курская», «Чкаловская», ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10). С 25 сентября по 8 октября.
Территории площадки Artplay, что находится в гигантском архитектурном комплексе, который когда-то занимал завод «Манометр», почти бескрайняя. Кроме основного проекта здесь открывается еще больше десятка выставок. Остановимся на одном забавном международном проекте. Спецпроект биеннале «Мементо Мори Москва 2011, или МММ» — третья часть истории, которая должна стать общей для семи крупнейших европейских городов. Первые два этапа автор Наталья Скобеева уже успешно провела в Лондоне (в 2009 году) и Стамбуле (в 2010 году). Объекты на выставке — ковры. Рассматривать придется не рисунки на них, а следы автомобильных шин. Дело в том, что Наталья положила ковры на семь проезжих частей в час пик. Может, и вы отметились своим авто? Проверить можно будет на выставке: вся акция снималась на видео. Что концептуального в марании ковров? Для Натальи Скобеевой это такая игра, художница уверена, что игра — естественное состояние человека, только каждый раз мы выбираем разные сценарии. Игровой сценарий Москвы Наталья читает по автомобильным следам города.
3. Спецпроект «Медиа удар». Международный фестиваль активистского искусства. Место: Центр дизайна Artplay. С 25 сентября по 10 октября.
Среди неиссякающего потока выставок на биеннале этот групповой проект — один из немногих, что точно попадает в концепцию «переписывания миров» Петера Вайбеля. «Медиа удар» — групповая выставка искусства, «выходящего в общественное пространство с призывами социальных изменений», заявляет пресс-релиз фестиваля. Обещается, что фестиваль активистского искусства соберет в одном месте художественные протесты, все чаще звучащие последние несколько лет. В рамках выставки пройдет масса «круглых столов» и мастер-классов. На них выступят и Петер Вайбель, и другие теоретики арт-активизма — Эндрю Бойд (США), Костис Стафилакис (Греция), Пабло Херманн (Германия), Нина Фелшин (США), Роберт Хубер (Германия).
4. «Дом художника „Южное Бутово“. Спальный район». Автор идеи — Марина Звягинцева. Место: ландшафтный парк «Южное Бутово» (между ст. м. «Бульвар Адмирала Ушакова» и «Улица Горчакова»). С 25 сентября до 16 октября.
Кто постарался приготовить на биеннале нечто особенное, так это художник и куратор Марина Звягинцева. Она переписала мир целого парка в Бутове: установила там величественные инсталляции и невзрачные домики-бытовки. Именно в последних скрывается самое сокровенное: в каждой бытовке — отдельный проект художника, маленькая выставка. Каждый автор «поет» о своем: одни о личном видении, другие — об общественном. В целом проект продолжает разговор о жизни современного искусства за пределами 3-го транспортного кольца. Звягинцева вновь сталкивает жителей спальных районов с концептуальным искусством — нежно, по-женски внедряет современные арт-формы в привычную окружающую среду. В проекте задействовано около 70 художников. «И художники, и кураторы выступают в проекте как некие „гастАРТбайтеры“, создающие для жителей спального района новый источник информации, идей и эмоций», — объясняет Марина. В новом центре Москвы (каковым, согласно карте, район Бутово стал после расширения столицы) кураторы строят новый дом для художника, новый ЦДХ. «Идея возникла два года назад, когда поднялся шум вокруг сноса ЦДХ. Но если его снесут, куда деваться художникам? Новый такой дом мы воспроизвели в Бутове из времянок», — говорит Звягинцева.
5. Альберто Гарсия-Аликс, АЭС+Ф, «Композиция 911», Современное итальнское искусство. Место: Мультимедийный арт-музей, (м. «Кропоткинская», ул. Остоженка, д. 16.) С сентября по ноябрь.
АЭС+Ф, “Святая аллегория”. |
Альберто Гарсия-Аликс. |
Сразу несколько зайцев можно убить, посетив Мультимедийный арт-музей, царство Ольги Свибловой. На четырех этажах — сразу несколько очень разных проектов в рамках биеннале. Самый абстратный — выставка современного итальянского искусства, включающего в себя отличные образцы беспредметного искусства Италии. Самый личный проект — черно-белая фотоисповедь брутального байкера, испанца Альберто Гарсия-Аликса. Словом, секс, наркотики, рок-н-ролл. Однако поданных зрителю без сладкого соуса приключений, а рассказанных печально, через череду потерь автора. Кроме фотографий жизненных Мультимедийный арт-музей представил в своих стенах новый видеопроект группы АЭС+Ф — гигантские видеополотна под названием «Святая аллегория». Снова герои «аэсоф» — подростки, медленно и значительно движущиеся по экрану. В своем новом проекте художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский воспроизводят атмосферу полотен венецианского живописца Джованни Беллини, но помещают героев в современные интерьеры, зал ожидания международного аэропорта. Знакомясь с этими абсолютно разными выставками, вы увидите и еще один проект биеннале — «Композиция 911» Олега Кулика. До последнего дня идея проекта, посвященного трагедии в США 11 сентября, держалась в тайне. В итоге Кулик представил невнятную инсталляцию: в анфиладе музея на разных уровнях висят стеклянные куклы — хрупкие души погибших во время теракта. Похожи прозрачные абстракции, правда, на сдувшиеся воздушные шарики. В оправдание автора можно сказать лишь, что он слишком много думал об идее — переделывал инсталляцию множество раз. Перемудрил, похоже.
6. Проект «Внедрение», Место: LABORATORIA Art & Science Space, (м. Курская, переулок Обуха, д. 3.) С 24 сентября по 30 октября.
Научно-художественная галерея LABORATORIA Art & Science Space, возможно, вписалась в биеннале за компанию с остальными арт-площадками, но приготовила проект в своем неповторимом стиле. Его фишка — знакомить художников и ученых, рождать произведения с серьезной научной базой. Выставка «Внедрение» — плод сотрудничества современных художников с группой ученых из Курчатовского института. Художников погрузили в волнующую науку тему — исследования мозга. Может ли наука адекватно исследовать произведения субъективного современного искусства? Мнения художников разделились. Итоги споров и сотрудничества, совместных экспериментов и научно-художественных распрей покажет «Внедрение».
7. Спецпроект «Заложники пустоты». Государственная Третьяковская галерея, (м. «Октябрьская», Крымский Вал, д. 10.) С 24 сентября по 13 ноября.
Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков, которые на днях презентовали стильно оформленную ими выставку премии Кандинского в ЦДХ, спешно доделывают к биеннале другой групповой проект «Заложники пустоты». Спецпроект биеннале поднимает фундаментальную для искусства ХХ века тему — «пустота». Только летом на ту же тему изощрялись наши художники на Венецианской биеннале. Пока интерес не остыл, Третьяковская галерея показывает большую ретроспективу о «ничто» «как об основной среде обитания современного человека». Семь разделов, начиная с 1920-х годов прошлого века и заканчивая свежими работами, ведут зрителя по «пустотному» искусству. «Это первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и проекты», — заявляют кураторы проекта. На выставке много звездных имен: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, группа «Коллективные действия», Игорь Макаревич, Никита Алексеев, Юрий Альберт... Нащупать пустоту можно и в живописи, и в медиапроектах, и в пространственных инсталляциях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий