воскресенье, 13 ноября 2011 г.

В Кузбассе в память о жертвах ГУЛАГа открыли интерактивный музей

В день памяти жертв политических репрессий в ряде российских городов пройдут памятные мероприятия. А в Кузбассе в канун памятной даты открылся интерактивный музей-мемориал, посвященный репрессированным.

Двухметровый забор с колючей проволокой, контрольно-пропускной пункт, тротуары, караульные вышки. Почти все здесь сделано из дерева - пихты и кедра, которыми так богата сибирская тайга. Металлического и железного вокруг мало: разве что печки в казармах да двуручные пилы, которыми работали заключенные. Впрочем, "железным" экскурсоводы называют и характер тех, кто больше полувека назад смог выжить в сибирском лагере.

"Вот, что я увидела в музее, вот эти бараки. Я все перенесла, пережила. Я уже поплакала здесь, и эти нары я тоже помню", - говорит Валентина Дьяконова, дочь политзаключенного.
По рассказам бывших политзаключенных авторы музея в таежном поселке Усть-Кабырза восстановили все так, как было раньше. Лагерная сцена, баня, столовая с массивными скамейками. Бараки, в которых самые "престижные" нары - у печки, и штрафной изолятор, для тех, кто провинился или плохо работал.

В 30-40-е на территории Кузбасса насчитывалось около пятисот лагерных пунктов. По данным историков, через эти остроги и комендатуры прошли более двух миллионов человек. Среди них были и так называемые "бытовики", и бандиты, и "власовцы", но больше всего, примерно 70%, "каэров", то есть осужденных за контрреволюцию и вредительство.


Среди заключенных СибЛАГА были певица Лидия Русланова, актёр Спартак Мишулин, режиссёр Наталья Сац. Карта исправительных учреждений в то время во многом напоминала карту Кемеровской области: лагеря, по сути, превратились в "спутники" городов и районов. На 15 гражданских приходился один заключенный. Их трудом возводились каналы, шахты, заводы. Сложнее всего оказалось прокладывать железную дорогу в район Горной Шории. На её строительстве погибли десятки тысяч заключённых.
"Мы хотим здесь создать "машину времени", чтобы человек с сегодняшнего дня перекинулся в тот и как бы через окошко заглянул в прошлое: а что же было во время сталинских лет?", - говорит Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области.

На одном из плакатов заключённым предлагается "честным трудом искупить свою вину перед Родиной". Но осуждённым по 58-й причина ареста чаще всего была непонятна. Учителя из башкирского села отправили в Кузбасс за то, что в паспорте был указан не тот год рождения; зажиточного крестьянина взяли "под стражу" в момент сдачи государству "излишков зерна".
"Приехал властям сдавать ячмень. "Тройка" смотрела, видимо, что не выполняется план по арестам. И они обвинили в том, что он привёз подмоченное зерно. Его осудили за вредительство и через 9 дней расстреляли", - говорит Лидия Неунывахина, научный сотрудник музея "Шорский ГУЛАГ".
Детям политзаключённых, приглашенным на открытие музея, тогда было по пять-десять лет. То время они вспоминают лишь эпизодами, смутными отрывками. Но этот лагерь почему-то запомнился им только в хмурую и пасмурную погоду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога