среда, 20 апреля 2011 г.

Аватар-2 против Хоббита - удар по кадрам.


Кадры решают все?

Джеймс Кэмерон — несомненный новатор, опережающий развитие киноиндустрии на несколько лет. Любое его заявление воспринимается не просто как толчок к реформам, но как нарождающаяся тенденция. В 2005 году он призвал всех владельцев кинотеатров устанавливать 3D-проекторы, ведь стереокино, по его словам, захватит мир. Сказано — сделано. В 2009-м он уже представил публике «Аватар», побивший все рекорды кассовых сборов и принесший создателям больше 2 млрд. долларов. Сразу после выхода «Аватара» начался бум фильмов 3D, правда, никому так и не удалось переплюнуть успех Кэмерона — ни по кассовым сборам, ни по качеству стереокартинки.
Теперь на очереди еще одна революция от Кэмерона — на этот раз «кадровая». На заседании Национальной ассоциации владельцев кинотеатров, проходившей в Лас-Вегасе, Кэмерон представил еще один визионерский проект — отрывки второй части «Аватара», снятые в формате 60 кадров в секунду вместо привычных 24.
«Я был на семинаре, когда Джеймс Кэмерон демонстрировал свои успехи в области съемки с высокой частотой кадров — вплоть до 60 кадров в секунду. Результаты этих опытов потрясают, — поделился с „Трудом“ своими впечатлениями Александр Рубин, генеральный директор компании „Кинопроект“. — Качество, которого удается добиться при съемке со скоростью 60 кадров в секунду, позволяет говорить о практически полном погружении в реальность. По сравнению с традиционными 24 кадрами, к которым привыкли все, 60 — это принципиально другой подход, принципиально другое качество картинки, другая четкость изображения, полное отсутствие эффекта мерцания при резком повороте камеры».
По словам Кэмерона, 60 кадров в секунду — идеальный формат именно для съемки в 3D. «Если просмотр фильма в 3D сравним со взглядом в окно, то, удваивая количество воспроизведенных кадров в секунду, мы убираем из окна стекло», — заявил режиссер.
Революционное предложение Кэмерона уже поддержали другие голливудские режиссеры. Питер Джексон, который сейчас снимает фильм «Хоббит» с Кейт Бланшетт, Элайджей Вудом и Орландо Блумом, взял на вооружение предложение Кэмерона и закупил сразу 30 специальных камер RED Epic, позволяющих снимать стереокино со скоростью до 120 кадров в секунду. Стоимость одной такой камеры составляет 58 тысяч долларов.
Новейшей технологией заинтересовался и еще один голливудский режиссер — Дуглас Трамбалл, больше известный как создатель спецэффектов к фильму Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968). Трамбалл решил снова взяться за режиссуру как раз после появления 3D и возможности снимать с высокой кадровой частотой.

Кинотеатры всех стран, перевооружайтесь!

Оценить успехи эксперимента можно будет уже в следующем году, когда в широкий прокат выйдет «Хоббит». Амбициозный Питер Джексон на этот раз даже обгонит Кэмерона, чей новый фильм стоит ждать только в 2014 году.
Чтобы зрители могли почувствовать разницу между 24 и 60 кадрами в секунду, в кинотеатрах должны быть установлены правильные цифровые проекторы, которым будет под силу воспроизводить фильмы с нужной скоростью.
Пока в России только половина кинозалов оснащена подобными проекторами. «Сейчас в стране всего 2480 современных кинозалов, из них с поддержкой 3D — 1024», — рассказала Ксения Леонтьева, ведущий аналитик компании «Невафильм Research».
Бум цифровых проекторов случился в момент выхода «Аватара». Проницательные владельцы кинотеатров решили, что установка оборудования окупится с лихвой. Тем более что билет на фильм в 3D стоит в среднем в два раза дороже. Эти же проекторы способны воспроизводить фильмы со скоростью 60 кадров в секунду, поэтому больших изменений в комплектации кинотеатров не произойдет.
«Никаких глобальных перевооружений индустрии за этим не стоит, — резюмирует Александр Рубин. — Проблема в том, что современные проекторы уже обогнали в своем развитии производство фильмов. Кинотеатры ждут контент современного качества, но не могут его получить».
Но оставшейся половине нецифровых кинотеатров все же придется перевооружаться, если они захотят удержать свою аудиторию. «В проигрыше окажутся владельцы пленочных залов, которые не смогут перейти на новый формат показа, — считает аналитик компании Movie Research Андрей Маркин, — так что распространение новых технологий станет еще одним стимулом для всеобщего перехода кинотеатров на «цифру».
Технологическая революция, предложенная Кэмероном, может окончательно убить пленочную проекцию, а вместе с ней и все пленочное кинопроизводство — снимать фильмы по старинке станет просто невыгодно. Они не смогут найти выход к зрителям, а значит, их производство не будет окупаться.
«Эксперименты Джеймса Кэмерона очень интересны, я и сам пробовал снимать с такой частотой, — рассказал „Труду“ один из лучших российских операторов Алишер Хамидходжаев. — Это действительно очень здорово, четкость картинки повышается в разы. Но цифровой формат никогда не сможет обрести ту глубину, которая есть у пленки. Поэтому, пока есть такая возможность, я буду снимать на пленку». Впрочем, если кэмероновская революция захватит киноиндустрию, такая возможность у Хамидходжаева скоро исчезнет.

Кэмерон заставит зрителя платить больше

Гораздо больших инвестиций потребует не переоборудование кинотеатров, а производство подобных картин. Если стоимость камеры RED Epic по сравнению с бюджетами голливудских фильмов ничтожна, то количество денег и человеко-часов, которые потребуются на постпродакшн фильмов в формате 60 кадров в секунду, значительно увеличится.
«К сожалению, такой подход действительно требует большего времени на обработку контента, — рассказывает Александр Рубин. — Сложно говорить об абсолютных цифрах, но можно сказать, что такой формат съемки увеличивает расходы на постпродакшн на 40–50%».
Именно на постпродакшн, обработку отснятого материала тратится основная часть бюджета фильмов. Удорожание кинопроизводства приведет к еще большему повышению цен на билеты, ведь производителям необходимо не просто окупить фильм, но еще и заработать Сейчас средняя цена билета на фильм в 3D в Москве около 400 рублей — это примерно на 40% выше, чем на сеанс без специальных очков. Когда появятся киноленты в новом формате 60 кадров в секунду, зрителям придется выложить еще больше. Но готова ли аудитория доплачивать за новые киноаттракционы?
По мнению социолога и киноведа Даниила Дондурея, готова. «Зрители будут платить еще большие деньги, чтобы посмотреть на модный аттракцион. Главная ценность нашей цивилизации — это потребление. И чем дороже стоит услуга, тем выше статус у ее покупателя. Это как пересесть на зарубежную машину. Все будут только стремиться к этому, выкладывать все больше и больше денег», — рассказал Дондурей.

3D уже не в моде

Но мода, как известно, штука изменчивая, и то, что сегодня потрясает, завтра может надоесть. «Сначала эта технология станет трендом. Потом изобретут новый киноаттракцион, и начнется ее спад, — утверждает Даниил Дондурей. — Современный потребитель кинопродукции требует новых развлечений».
Технологии, которые еще несколько десятилетий назад казались пределом кинематографической мысли, сейчас не вызывают восторга. В 1982 году появился фильм «Трон», где основные персонажи были нарисованы на компьютере. Если посмотреть этот фильм сейчас, то спецэффекты вызовут уже не восхищение, а смех. Эффект bullet time (полная остановка времени в момент, когда камера продолжает двигаться), впервые использованный в «Матрице» (1999), уже давно кажется привычным.
Таким же невероятным казалось и 3D после выхода «Аватара». В первые месяцы после выхода первой части кэмероновской эпопеи практически любой 3D фильм был обречен на успех. Но интерес к этой технологии падает. И если раньше эксперты уверяли, что 3D добавляет к кассовым сборам около 20%, то сейчас стереофильмы собирают все меньше и меньше. Так, картина «Тайна Красной планеты» при бюджете 50 млн. долларов собрала на данный момент по всему миру только 36 млн.

Хуже, чем Люмьеры

Главный жанр почти всех новых кинотехнологий — фэнтези. Голливудские студии не скупятся и выделяют на производство фантастических картин астрономические суммы, зная, что огромные бюджеты запросто окупятся в прокате. Почти все фильмы, снятые в 3D, рассказывают невероятные истории о фантастических племенах, далеких планетах или параллельных мирах. В этом кроется парадокс: ведь и 3D, и формат 60 кадров в секунду направлены на то, чтобы сделать происходящее на экране максимально реалистичным, добиться пресловутого эффекта присутствия. При этом была снята всего одна «реальная» картина в 3D — мюзикл Вима Вендерса «Пина» (2011) о знаменитом хореографе Пине Бауш.
«Ни к культуре, ни к искусству эти технологии абсолютно никакого отношения не имеют. Возможно, это будет даже хуже, чем то, что снимали браться Люмьер, но разве это важно?» — задается вопросом Даниил Дондурей.
По его мнению, кинематографистов, которые сумеют творчески подойти к новейшему формату, единицы. «Да, Вимы Вендерсы существуют, но это всего лишь сотая, тысячная часть всей киноиндустрии, — уверяет Дондурей. — Остальные будут биться за то, чтобы их фильмы были шикарнее, чем раньше, шикарнее, чем у других, ведь современные зрители готовы платить за это любые деньги. А Джеймс Кэмерон благодаря своей кинореволюции из мультимиллионера превратится в миллиардера».

Цифры

  • 400 рублей — средняя стоимость билета на фильм в 3D
  • 40% на столько повысились цены на билеты в кино с приходом стерео-технологий
  • 58 тысяч долларов — стоимость одной камеры RED Epic для съемок 3D и 60 кадров в секунду
  • 1024 кинозала в России поддерживают воспроизведение 3D и формата 60 кадров в секунду

Какие фильмы снимут с использованием новой технологии

«Аватар-2», премьера: 2014 год

Продолжение нашумевшего фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»должно выйти на экраны в 2014 году. Режиссер уже приступил к съемкам и на заседании Национальной ассоциации владельцевкинотеатров в Лас-Вегасе продемонстрировал отрывки фильма, снятые в формате 60 кадров в секунду, которые поразили собравшихся невероятной четкостью картинки и отсутствием мерцаний. Судя по всему, «Аватар-2» породит еще один тренд в кинематографе.

 

 

«Хоббит», Премьера: 2012 год

Режиссер Питер Джексон с 2009 года занимается разработкой нового формата. Когда в декабре 2010 года появилась камера RED Epic, способная снимать с частотой до 120 кадров в секунду и в 3D, Джексон заявил, что собирается закупить не меньше 30 таких камер. Сейчас съемки «Хоббита» с участием Кейт Бланшетт, Орландо Блума, Элайджи Вуда и Мартина Фримана идут полным ходом, выбранный формат — 48 кадров в секунду.

 

 

Откуда взялись 24 кадра в секунду

Братья Люмьер, придумавшие кино, снимали фильмы со скоростью 16 кадров в секунду: считалось, что при такой частоте зрители не будут улавливать дрожание затвора камеры. Скоро стало ясно, что 16 кадров в секунду недостаточно. Эдисон предложил свой вариант — 46 кадров в секунду. Он утверждал, что в этом случае глаза зрителей не будут напрягаться и просмотр фильма не потребует лишних усилий.
Но предложение Эдисона не было принято: все-таки формат 46 кадров в секунду потребовал бы значительного увеличения бюджетов, а их не было — в разгаре была Первая мировая. В 20-е началась стандартизация кинопроизводства: появились большие киностудии, которые хотели создать общий формат съемки. Оптимальное решение было найдено быстро, и в 1926 году был принят формат 24 кадра в секунду.

Мнение

Андрей Маркин, аналитик компании Movie Research: «Зрители не будут платить за новый формат»
— Вряд ли появление нового формата произведет столь же сильный эффект, что наблюдался в случае с 3D. При постоянном росте качества домашнего просмотра современный потребитель все больше требований предъявляет к кинотеатральному показу. А значит, новинка воспримется как само собой разумеющееся. Зритель едва ли захочет платить цену более высокую, чем за 3D-показ. Дальнейший рост стоимости посещения лишит поход в кино существенного конкурентного преимущества перед другими формами проведения досуга. К тому же в проигрыше окажутся владельцы пленочных залов, которые не смогут перейти на новый формат показа.

Самые кассовые фильмы в российском прокате за прошедшийуик-энд

«Рио», $5,7 млн.

Мультфильм о веселом попугае, который сбежал из заснеженной Миннесоты в Рио-де-Жанейро, уже вторую неделю лидирует в российском прокате.

 

 

«Крик-4», $2,6 млн.

Продолжение молодежного хоррора о маньяке-убийце, терроризирующем тихий американский городок, стартовало со второй строчки бокс-офиса.

 

 

«Generation П», $2,1 млн.

Экранизация культового романа Виктора Пелевина с Владимиром Епифанцевым, Александром Гордоном и Ренатой Литвиновой заняла третью строчку в российском прокате.

 

Самые популярные исполнители месяца на YouTube

Ребекка Блэк

13-летняя американская певица впервые обошла Джастина Бибера, собрав более 112 млн. просмотров с песней «Friday».

 

 

 

 

Джастин Бибер

Кумир миллионов уступил звание самого популярного артиста YouTube, получив меньше на 500 тыс. просмотров.

 

 

 

 

Леди Гага

Американская певица, обладательница пяти премий «Грэмми», замыкает тройку лидеров, собрав 86 млн. просмотров.


источник Труд


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога