вторник, 19 апреля 2011 г.

"Яндекс" стал картографической компанией

"Яндекс" теперь стал не просто поисковой, но ещё и картографической компанией.
18 апреля об этом было объявлено в гостинице "Красные холмы" (для тех, кто не в курсе - это высоченная башня вблизи Павелецкого вокзала, неизбежно вызывающая ассоциации с чем-то инопланетным). Куда ветер дует, стало понятно ещё летом прошлого года, когда "Яндекс" приобрёл компанию "ГИС Технологии", занимающуюся картографической деятельностью (и имеющую от государства соответствующую лицензию на это).

И вот сегодня, десять месяцев спустя, "Яндекс" представил новую версию своего сервиса Яндекс.Карты - уже с картами собственного, "марочного" производства.


Андрей Стрелков и Мария Орлова, "Яндекс".


Первыми обновлёнными вполне ожидаемым образом стали карты Москвы и Московской области, где добавились 126 подробных схем различных населённых пунктов. В их числе - Кашира, Луховицы, Ликино-Дулево, Дедовск, Кубинка и Красноармейск.

На карте Москвы и области теперь показано около 600 тысяч строений, почти вдвое больше прежнего. Количество адресов также увеличилось - со 160 до 334 тысяч.

Количество московских и подмосковных организаций выросло до 240 тысяч. В ходе пресс-конференции, естественно, спросили, каким образом осуществляется сбор информации об этих организациях, и можно ли "Яндекс" надуть, подсунув ему фальшивый адрес? Андрей Стрелков, руководитель отдела контент-сервисов "Яндекса", отшутился: мол, конечно, можно, особенно если ещё и вывеску на дом повесить и подобие ресепшна организовать. "Яндекс" показывает (если показывает) фактическое наличие той или иной организации по конкретному адресу, а не юридический адрес.

Для согласования карты Москвы и Московской области в Управлении геодезии и картографии пришлось отволочь 1450 листов бумаги формата А3, пачку весом 13,5 кг. Зачем? Потому что означенное управление принимает карты только в бумажном виде. Так что технологической компании пришлось осуществить вышеописанную операцию.

При этом представители "Яндекса" не без иронии заметили, что, вероятно, Управлению придётся пересмотреть некоторые свои взгляды на жизнь, поскольку "Яндекс" всерьёз намеревается обновлять свои карты не раз в полгода, как раньше, а ежемесячно - по крайней мере, такое расписание готовится для Москвы и области.

До сих пор "Яндекс" закупал карты у компании "Геоцентр-консалтинг", от чьих услуг теперь отказался - впрочем, не полностью. Как пояснил Андрей Стрелков, компании продолжают так или иначе сотрудничать.

На пресс-конференции не обошлось и без микроконфуза: один из журналистов обнаружил пропажу из новой версии Яндекс.Карт дома своих родителей (в Подмосковье). Представители "Яндекса" вынуждены были признать, что без ошибок обойтись не получается. С другой стороны, поскольку теперь карты будут обновляться раз в месяц, степень актуальности информации в среднем будет выше, чем раньше. До сих пор, например, случались ситуации, когда свежеотстроенные крупные торговые центры или новые кварталы подолгу "в списках не значились".

Основу сервиса, как и прежде, составят векторные и спутниковые карты, притом, что "спутник", судя по всему, будет обновляться несколько реже. Например, в прошлом году делать новые снимки очень сильно мешали лесные пожары, да и, к тому же, спутниковые снимки стоят денег.
С другой стороны, именно с них, как поясняют в "Яндексе", начинается создание карт. Для разных территорий закупаются снимки разного разрешения - очень подробные для городов, а для малозастроенных территорий - достаточно, чтобы на них были видны крупные объекты.

Источниками информации также являются адресные базы, где вместе с адресами зданий хранятся и их географические координаты. Эти базы также покупаются и, после приведения к общему виду, добавляются в геоинформационную систему. Для проверки также используется сервис "Народная карта", где люди создают карты сами (и сами указывают номера домов).

Когда материалы собраны, картографы начинают готовить спутниковые снимки. Сначала их привязывают к местности с помощью географических координат (по четырём точкам, координаты которых известны по GPS-трекам). Затем на снимках выделяются зоны картографирования, и картографы определяют, для каких зон будут составляться подробные карты, а для каких обзорные (и для каких зон карты вообще составлять не стоит - например, города Сарова по понятным причинам в "Яндекс.Картах" просто не будет).

Когда снимки подготовлены, начинается добавление ключевых слоёв - сетки дорог, строений, слой водоёмов и растительности. Затем идут вокзалы, железнодорожные станции и достопримечательности.

Самый проблемный - слой строений. На снимках приходится отрисовывать по контуру каждое здание, выведенное на снимке, после чего приходится проверять, для всех ли строений в адресной базе есть адреса с соответствующими географическими координатами. Если оказалось, что чего-то не хватает, "Яндексу" приходится искать данные в открытых источниках - на городских ресурсах, сайтах застройщиков, которые, как известно, склонны весьма активно изменять городской ландшафт (и имеют к тому все возможности), на собственном аналоге Google Street View - "Панораме" и других ресурсах, где информацию оставляют сами пользователи. В крайних случаях картографам приходится выезжать на место самостоятельно.

Когда карта готова, нужно ещё получить разрешение на её публикацию - для чего, как уже говорилось выше, её надо распечатать на бумаге. Бумажные кипы отвозятся сначала в Центральный картографо-геодезический фонд, а затем уже в отдел геодезии и картографии Управления федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии.
До конца года "Яндекс" намерен изготовить собственные карты всех крупных городов России - в самых ближайших планах, естественно, Санкт-Петербург с областью.

Журнал «Компьютерра» | http://www.computerra.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Архив блога